julia_warrior

Category:

Женское бельё как индикатор общественных настроений

Сначала был корсет. На протяжении своей долгой истории он успел много раз измениться, побывать металлическим, деревянным, и из китового уса, утягивал и сплющивал, выпрямлял и искривлял. Почти всю свою жизнь женщина проводила запертая в тесную клетку из ткани и костяных пластин. Нетрудно заметить, что в тот период права и возможности женщин тоже были существенно ограничены, точнее, их фактически не существовало: долгое время женщина не могла получать образование, заниматься определенные должности, наследовать, владеть, распоряжаться, избирать и быть избранной. Вся её жизнь сводилась к ведению хозяйства и рождению наследников.

Грянувшая в начале XX века женская борьба за независимость и равноправие, не могла не отразиться на дамском гардеробе. Вместо тесных, удушающих корсетов женщины примеряют бюстгальтер, изобретенный американкой Мэри Фелпс Джейкоб и параллельно получают новые возможности. Больше не скованные в движениях, они теперь могут получать образование, трудиться наравне с мужчинами, пробовать себя на традиционно мужских работах и должностях, и участвовать в выборах. 

Вместе с тем, происходят перемены в сознании людей: нормы морали подстраиваются под быстро меняющуюся реальность, женщины перестают быть собственностью мужей и отцов, их начинают воспринимать всерьез как полноправных членов общества.

Освобождение от корсетов совпало с освобождением от моральных и политических оков.

На протяжении XX века бюстгальтер претерпел немало изменений и во всех случаях мода шла рука об руку с общественными настроениями. Например, коническая модель Bullet Bra с острыми торчащими кончиками была продиктована последствиями Второй Мировой войны и жаждой, то сеть фактически голодом по женскому телу. Отсюда агрессивно-сексуальный, призывной облик. 

В 60-е годы, во время второй волны феминизма лифчики подверглись критике: в 1968 в Атлантик-Сити во время проведения конкурса Мисс Америка феминистки устроили пикет во время которого поснимали с себя бюстгальтеры и выбросили их в мусорные баки.

То, как общественные настроения отражаются на производимом белье можно с лёгкостью увидеть и в наше время. Ещё совсем недавно, в нулевые и 2010-е в тренде была сексуальность и образ молодой, стройной, несколько гламурной девушки. Несмотря на формальную эмансипацию, общество охотно поддерживало идею патриархата, представляя женщин как подружек героев, идеальных жен или соблазнительниц, стремящихся удачно выйти замуж. Вспомните фильмы «Сердцеедки», «Роковая красотка», «Трансформеры» где на первый план выходят сексуальность и внешняя привлекательность. Секс отлично продавался и бельё отвечало запросам общества: на помощь девушкам пришли подкладки, приподнимающий грудь пуш-ап, кружево, эротические расцветки.

Но очередная волна эмансипации всё изменила. Выступления против харассмента, движение #MeToo, право самостоятельно распоряжаться своим телом и репродуктивными правами привели к значительным изменениям в культуре, в том числе и в моде. То, что ещё вчера было в тренде, теперь осуждается: сексуализация женского тела перестаёт быть способом продажи и подвергается жесткой критике.

Если взглянуть на модели бюстгальтеров 2019-2020 годов, то можно заметить, как сильно на них повлияли феминистские настроения: спокойные нейтральные цвета, простые удобные фасоны, практичность и комфорт. Вместо жёстких чашечек – мягкие конструкции, дающие груди максимальную свободу. Никакого пуш-апа, ярких эротических расцветок, минимум декора. Сегодня бюстгальтер выполняет исключительно практическую функцию. 

Впрочем, вполне вероятно, что в ближайшем будущем от этого элемента гардероба откажутся полностью как от пережитка патриархального прошлого. Сегодня всё больше звезд и простых смертных отказываются от бюстгальтера, смело демонстрируя торчащие соски под одеждой. И теперь это воспринимается не как крик об активном поиске, а способ демонстрации собственной свободы и независимости.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic